В эти дни мы вспоминаем тех, с кем пришлось проститься в 2009 году, тех, кто навсегда вписал свое имя в нашу историю и память.
Олег Янковский. "Обыкновенное чудо", волшебник, "Тот самый Мюнхгаузен" и потерянный интеллигент 1970-х. Будто его десятки лет и ждала пьеса Евгения Шварца, чтобы заиграть всеми красками чуда, чтобы он и сказал эти финальные, но полные жизни слова. "Слава храбрецам, которые осмеливаются любить, зная, что всему этому придет конец; слава безумцам, которые живут себе, как будто бы они бессмертны", - говорил персонаж Олега Янковского в фильме "Обыкновенное чудо".
Людмила Зыкина. Голос русских просторов. Ей аплодировали поколения. Невероятно сильный характер настоящей русской женщины. Но, вот, ее не стало. И как-то тихо, вдруг, без ее голоса.
Маргарита Эскина. Душа театра. Она любила его по-настоящему. А он отвечал ей взаимностью. Ценой невероятных усилий восстановила Дом актера. И он действительно стал для многих родным. Ее даже называли "мамой". Оттого и слово "была" звучит для многих особенно больно.
Морис Дрюон. "Король Парижа" с русскими корнями. И так любил приезжать. Это ведь он сказал: "Русская душа принимает все, что с ней происходит, и способна терпеть очень много и долго". Он до последних дней жалел, что так мало написал о России.
Евгений Весник. Он импровизировал всю жизнь. Замечательный рассказчик. "Сыроежкин, к доске!" - дети его обожали. А в жизни: репрессированные родители и война. Как-то в компании обронил: "Надо мужественно переносить то, что ты изменить не в силах".
Валентин Варенников. Рыцарь советской эпохи. За нее и сражался до конца. Но его уважали даже политические оппоненты. Он из тех, кто знает, что такое офицерская честь. И что такое воинская присяга. За всю свою жизнь он ей так ни разу не изменил.
Юрий Фокин. Он передал нам "Эстафету новостей" и заговорил со зрителем "настоящим", а не дикторским языком. Прямой эфир. Понятие тогда почти невозможное. Но при нем появилось. И он засверкал на черно-белом ТВ.
Вячеслав Невинный. Мастер лукавых персонажей. Сколько таких он сыграл на сцене и на экране?! Чего только стоит один "Гараж". Роли изменчивых героев, но в жизни - сама надежность. Одна семья и один театр. Умный артист. Без сцены он не мог долго прожить.
Петр Вельяминов. Его театральный университет - сталинский лагерь. Потомственный дворянин, а прославился тем, что сыграл роль председателя колхоза. Классика советского кино: "Вечный зов", "Тени исчезают в полдень". Но это памятник не эпохе, а таланту актера.
Василий Аксенов. Молодой и рассерженный. Талантливый бунтарь. А еще шестидесятник, стиляга и диссидент. "Ожог" он пропустил через свою жизнь - страшные уроки Колымы. Протестовал, уезжал, но вернулся, потому что остаться хотел именно здесь.
Игорь Ткаченко. Он жил небом. Летчик-истребитель, мастер высшего пилотажа. Не просто командир пилотажной группы. Сам "Русский витязь". В его мастерстве - слава нашей боевой авиации. Он ее поддержал в самые трудные годы. И ушел в свой вечный полет.
Екатерина Максимова. Юная до последнего дня своей жизни. Она блистала на сцене. Ученица и подруга самой Улановой. Каждый спектакль - это полет. Только она могла так сказать о танце: "Это жизнь моя. Словами можно сказать: я тебя люблю. Но, что стоит между строк". Ей и было дано передать то, что невозможно выразить словами.
Сергей Михалков. Советский аристократ и русский дворянин. Благодаря таким, как он, наша история неразрывна. Автор гимнов Союза ССР и новой России. И он же - любимый детский писатель. Как смог соединить все это в себе? Наверное, потому что как никто другой точно ощущал свое время.
Виктор Бокове. Именно он и подарил нам "Оренбургский пуховый платок". Хотя, написал это своей маме. Он писал стихи мгновенно. Талант! А ведь мог сгинуть в лагерях. В 1943-м его упекли с формулировкой "за разговоры". Но разве может молчать такой поэт?
Виталий Гинзбург. Российский Эйнштейн. Его идеи революционны. На нем сошлись Сталинская, Ленинская и: Нобелевская премии. Жизненная энергия до последнего дня. Он шагнул далеко вперед, потому что был физиком от Бога, хотя Бога отрицал.
Николай Олялин. Вологодский паренек. Он никогда не служил в армии, но навсегда его образ - пример настоящего офицера и мужчины на войне. Наверно потому, что ровесник самой войны. И так сыграл, что его "Освобождение" навсегда останется в нашей памяти.
Павел Попович. Ему посчастливилось одним из первых увидеть землю из космоса. Пилот еще гагаринского призыва. О его полете узнали по позывным "Беркут". Первый в истории групповой полет. Тогда вообще было многое с приставкой "первый".
Константин Феоктистов. Он умел летать и делать ракеты. Работал рядом с Королевым и Келдышем. Его руками ковался "Восход". И триумф страны - первые полеты человека в космос. Он и сам вырвался на орбиту. Блестящий итог "траектории жизни".
Егор Гайдар. Романтик реформ. Только такой и мог решиться. Одни говорят - он спас, другие - разрушил. Ему доверял Ельцин, потому что видел в нем мужественного человека. Он не испугался пропустить через себя боль ломающейся страны.
Анастасия Ширинская-Манштейн. Хранительница памяти о трагедии русской эскадры в Крыму. Она помнила боль, когда пришлось бежать из объятой хаосом России. Но так и не изменила гражданство. Пример верности. До самых преклонных дней.
Борис Покровский. Невероятно, но он ученик Станиславского и Мейерхольда. У Гнесиной - уроки фортепьяно. Прежде всего, его классика в Большом. И эксперименты в основанном им Камерном театре. Вместе с Прокофьевым - постановка "Войны и мира". Великий оперный режиссер.
Савва Ямщиков. Друзей и врагов у него было много. Как у всякого по-настоящему большого человека. Широкая душа. Подвижник и реставратор. Порой, максималист, он видел насквозь негодяев и временщиков. Сберегал нашу память. Бился за нее, как рыцарь. Оттого так рано и ушел.
Семен Фарада. Мечтал о драме, а стал комедийной звездой. Слава пришла к нему только в зрелые годы. Но сколько лет он нес нам настроение и часто смех. А ведь только очень умные и глубокие люди могут сыграть шута.
Григорий Бакланов. У него был месяц май. Расцвет лейтенантской прозы. Но молодость быстро перешла в мудрость. Его "Пядь земли" и человеческая твердость, когда в журнале "Знамя" печатал Булгакова и Шаламова. Со всей своей окопной правдой. Мужества ему было не занимать.
Вячеслав Тихонов. Мужчина не должен говорить о двух вещах: о любви и о болезнях. Принцип великого актера. Даже его Штирлиц на встрече с женой - молчит. Но нет более пронзительной сцены. Как пронзительно само по себе прощание. И слова, сказанные очень просто: "Всего-всего доброго! Не забывайте. Я всегда с вами!"